Рубрики
Авторские колонки
  •  --Да и нет. Анна Островская. (Стихи)

    Как-то в юности мне пригодился совет:
    Научись говорить убедительно: «Нет!» -
    Всем, кто хочет использовать или разрушить,
    Кто играет на нервах и ревностью душит.
    Мне казалось, на каждую просьбу должна
    Отвечать я с теплом и смирением: «Да».
    Помогать, если просят, дарить, отдавать
    И общаться с людьми, и душой согревать.
    Оказалось, что это неправильный путь.
    Много тех, в ком нахальства, увы, не ч ...
    Автор:Анна Остров 
    В колонке:МЕЖДУСТРОЧИЕ
    Дата:  04.10.2017 21:59.

  •  --Придешь... (Стихи)
    04.03.2012

    Лихо сдвинув шляпу на глаза,
    Ты исчез во мраке переулка...
    Заблестела на щеке слеза.
    От обиды сердце бьется гулко.

    Плачет дождь со мною в унисон.
    Влюблена...ах, юная девица!
    Ты явился, как чудесный сон...
    Мне с небес на землю не спуститься.

    Старой скрипки струны вновь звучат,
    Увлекая за собою слезы.
    В синей вазе на столе стоят
    Три очаровательные розы.
    Автор:poet_wolffi 
    В колонке:Волчица, которая стихотворит
    Дата:  25.09.2017 09:29.

  •  --Мы забыли (Стихи)

    Разгорается день,
    Но не греет уже.
    Чувства прошлого тень
    Остывает в душе.

    Как же это понять:
    Мы с тобой синхронно загрустили?
    И друг друга обнять
    Или мы забыли, или... или...

    И в саду и в душе
    Не хватает тепла.
    Клён стоит в неглиже.
    Видно осень пришла.

    Волшебство летних чар
    Тучи серые дождями смыли.
    Лета прошлого жар
    Или мы забыли, или... или...
    Автор:smol_tatyana 
    В колонке:Стихи. Просто стихи.
    Дата:  24.09.2017 06:34.

Реклама
КОНКУРС - «Лучший комментатор Живой Газеты»

Друзья! Приглашаю Вас принять участие в конкурсе «Лучший комментатор Живой Газеты». Конкурс стартовал 1 августа 2017 года. Очень крутые призы. Внимательно прочитайте условия и правила. Уверен, Вы найдете для себя много интересного и неожиданного.


  Топ 5 комментаторов    
    
    
SOVa
113/110


больше информации >>>

Десять сильных сторон современных детей. Анна Островская, 2015г.



Десять сильных сторон современных детей. Анна Островская, 2015г.

Недавно одна моя знакомая прислала мне неплохую статью о современных детях. О том, как же так получается, что это поколение сидит, уткнувшись в айфон или планшет, ничем не интересуется, мало читает. Мол, это всё родители виноваты. В статье подробно рассказывается о недостатках современного поколения школьников и даются советы родителям, как не допустить такого в своей семье. Я дочитала, в чем-то даже согласилась с автором. Но было во всем этом одно нехорошее и неправильное «НО». Не люблю я акценты на плохом. Мне кажется, чем больше усиливается фокус на недостатках детей, чем больше мы ругаем их за «айфоновую зомбированность», тем больше увеличивается разрыв между родительским поколением и младшим. А ведь он и без этого уже велик. Вместо того, чтобы сокрушаться по поводу всеобщей эпидемии зависания в телефонах и соцсетях, давайте попробуем увидеть преимущества наших детей. Ведь чтобы победить недостатки, нужно только одно – усилить положительные качества. Помочь рассмотреть их, сделать фокус на добрых, хороших, адаптивных чертах обычного современного ребенка.


Нынешнее поколение детей мне очень симпатично. У меня 11-летняя дочь, она весьма общительная барышня, поэтому у нас дома часто бывают ее подруги, а на Дни рождения приходят и друзья. Я езжу с ними на экскурсии, иногда мы все вместе ходим в кино, дети приезжают к нам на дачу. И точно могу сказать: не всё так плохо с ними, как пишут в стандартных статьях. Отнюдь не настолько наши дети «зомбированы». У этого поколения, кроме понятных и заметных минусов, есть огромное количество плюсов. Тех, которыми раньше дети обладали в меньшей степени.

Начнем с того, что родились нынешние школьники в относительно сытое время, по сравнению, например, с теми, кому сейчас лет 20-25. Действительно, мобильные телефоны, компьютеры, планшеты – всё это окружало их с раннего детства, поэтому иногда складывается ощущение, что эти детки родились сразу подключенными к Интернету, через какой-то встроенный в мозг порт. Они легко разбираются в программах, в самих устройствах, вообще в любой технике, легко находят нужную им информацию. Есть у этого свои минусы, безусловно. Но подумайте, какое преимущество дает детям умение ориентироваться в информационном пространстве. Школьная программа сейчас насыщена подготовкой различных докладов, индивидуальными работами и проектами. Вспомните, как мы готовились к подобным заданиям. Сколько книг нужно было найти в библиотеке и переработать. Как это все было долго и непросто. У нынешних детей есть Интернет и есть здоровое любопытство – разобраться, где там правда, а где вранье. Поэтому некоторым из них впору править Википедию и создавать собственную энциклопедию. Ведь статей на любую тему в сети множество, и вполне возможно докопаться до правды. Да, увы, не всем интересно разбираться, кому-то достаточно просто принять на веру информацию из сети. Но всё-таки рано или поздно любопытство берет верх. Доклады нынешние дети готовят быстрее, чем мамы жарят яичницу. Скорость, с которой они усваивают информацию, тоже выше. Прочитали – запомнили. При том, что книг они в массе своей читают меньше, нельзя сказать, что они меньше знают. В телевизоре, кроме зомбомультиков, есть канал Дискавери, а в мобильнике, кроме соцсетей тоже много всего интересного. Если ограничить детям круг доступной информации более или менее интересными программами и информационными лентами, то они ухитряются уловить очень даже много полезного. Главное правило родителей: хотя бы периодический контроль за тем, на каких сайтах дети находятся и какого рода информацию читают.

Второе преимущество – меньше комплексов, больше непосредственности, внутреннее право на собственное мнение. Можно очень ругать нынешнюю систему образования (да, есть за что), но все эти индивидуальные задания и доклады заставляют детей формировать свое мнение по рассмотренному вопросу. И потом еще и высказывать его, выслушивать критику и реагировать на нее более спокойно, чем мы в их возрасте. Как-то на открытом уроке по литературе я обратила внимание на то, как спокойно отвечают дети у доски. Как легко они защищают свои доклады. Вы скажете: «Открытый урок – это всегда показуха, спрашивают только сильных учеников». Да, конечно, не без этого. Но когда-то я и сама была сильной ученицей, хорошо окончила школу, с красным аттестатом. А у доски отвечала не так непринужденно и свое мнение высказывала не так свободно. Нынешние дети в массе своей все-таки посмелее, нет у них большого страха перед взрослыми, перед учителем. Они выросли в эпоху запрета телесных наказаний, во времена культа ребенка в семье. Поэтому когда на них смотрят, они спокойны. Когда с ними не соглашаются, им по большому счету всё равно, это их не ранит. Публичное выступление их не парализует, не пугает. Вы скажете: не всех… Да, это мое субъективное общее впечатление от класса. Обычный среднестатистический пятый класс в муниципальной петербургской школе.

Третье отличие очевидно – знание иностранных языков с ранних лет и возможность общения со сверстниками из разных стран. Финансовая возможность много путешествовать, видеть разные культуры, разную природу и архитектуру. Я впервые выехала за границу в возрасте 18 лет, не зная языка, со страхом потеряться и не понять иностранцев. Моя дочка путешествует за границу с двух лет и довольно легко понимает детей из других стран на игровых площадках, с удовольствием общается, а в магазинах вполне в состоянии сделать покупки. Как-то раз, пока мы с ее отцом отошли в ресторане к другому столику на 5 минут, ребенок за это время ухитрился потихоньку заказать себе мороженое. «Ай-ай-ай» мы ей, конечно, сказали и попросили больше так не делать, но порадовались ее находчивости. Языковой барьер - понятие, для наших детей уже не близкое.

Уровень пересказов по английскому языку, которые дочь легко сдает в своем 5–м классе, выше, чем мы в свое время сдавали в 11-м. И вообще преподавание языка в школе сейчас интенсивнее. Много интересных заданий, не формируется языковой барьер, дети легче включаются в процесс общения. Они с охотой делают доклады о любимых актерах и фильмах, игрушках и книжках, а не о Лене Стоговой (ну-ка поднимите руку, кто помнит эту девочку?), а потом, уже без страха перед чужим языком, с той же легкостью рассказывают и о достопримечательностях России, Великобритании или на любую другую тему.

Четвертое отличие – это наглость. Да, они наглые. Это не всегда хорошо. Зачастую это очень даже тяжело. Но наглость всё же очень адаптивное качество. В некоторых ситуациях оно может помочь, а то и жизнь спасти. Современный ребенок умеет бойко отвечать взрослым. Это факт: деткам палец в рот не клади, откусят по локоть. Это чаще всего ужасно. Но бывают моменты, когда именно эта способность позволяет им избежать гораздо более плохих вещей, ответить обидчику, громко возмутиться, позвать на помощь. Воспитанные дети часто попадаются на уловки плохих людей, потому что не умеют сказать вовремя НЕТ, из вежливости соглашаются, не решаются громко звать на помощь и т.д. Здоровая наглость всё-таки иногда бывает полезна. Тут важно вести постоянные беседы о том, что во всем необходимо знать меру.

Пятое отличие – они спортивные. Почему-то часто читаю в статьях о том, что нынешние дети в массе своей полные, ведут сидячий образ жизни и так далее. Не знаю, может, нам со школой и с физруком просто повезло, но в дочкином кругу дети в основном красивые, подтянутые, каждый интересуется каким либо видом спорта и у каждого второго в классе уже есть награды за спортивные достижения. Многие дети ездят в школу на роликах или на велосипедах. У многих кроссовки на роликах или скейтборды. В общем, вполне активные ребята, какой-то особой полноты я среди них не наблюдаю. Летом многие из них бывают в спортивных лагерях. Физрук у нас весьма серьезный, часто занимается с ними на улице, зимой – обязательно на лыжах. Сейчас вернули нормы ГТО, дети готовятся их сдавать, у многих включился спортивный азарт. Это радует.

Шестое – личное пространство. Мало у кого из нас оно было в детском возрасте, всё-таки мало кому досталась тогда отдельная комната. Нынешние дети в больших городах живут обычно все-таки в собственной комнате и, соответственно, отвечают за ее чистоту и уют. Оказалось, если не ворчать постоянно на дочь из-за неубранной комнаты, то через какое-то время пространство вокруг себя она приведет в красивое и ухоженное состояние, и будет идеально чисто. Потому что это ЕЁ место, ее пространство. Её возможность побыть наедине со своими мечтами и мыслями. Мне кажется, это важно для дальнейшего развития ребенка. Если он с детства понимает, что имеет право на свои границы и на свое понятие об уюте, то меньше вероятности впустить в жизнь людей, которые это право не уважают.

Седьмое, что я вижу, - любовь к своей стране. Предыдущее поколение было падко на европейскую и американскую моду, а нынешние дети с удовольствием носят олимпийскую сочинскую символику, длинные косы, рубахи и юбки в народном стиле. Даже, думаю, не из какого-то осознанного патриотизма, а просто потому что любят красивое и удобное. С первого класса изучают историю родного города, пишут доклады об этом на английском и на русском языках. Многое, конечно, зависит от родителей и педагогов. От того, ходят ли дети в музеи, ездят ли на интересные экскурсии. Если умеючи вкладывается в детские сердца любовь к тому месту, где они родились и выросли, то дети очень искренне ею проникаются. Куда бы мы с дочкой не ездили, где бы ни путешествовали, она всегда радуется возвращению в Петербург, всегда с гордостью рассказывает в поездках, что она из России. Мы, кстати, были приятно удивлены, как на это реагируют в других странах. В Финляндии нас задарили магнитиками и звали приезжать еще, говорили, что очень любят петербуржцев, а в Италии, услышав что мы русские, нам улыбались просто до ушей и делали везде скидки, ребенка много где пропускали бесплатно. Мы любим повторять фразу: «Приезжайте и вы в Петербург, у нас в городе очень любят туристов», и это правда, мы действительно так считаем. Возможно, дела обстоят так именно в Петербурге, не знаю, но дети растут с внутренней установкой, данной еще Александром Невским: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!».

Восьмое – ощущение внутренней свободы и космополитичность. Нынешние дети – люди мира. Дочь очень любит Петербург, Россию, но при этом абсолютно уютно ощущает себя в любой другой стране, с уважением относится к традициям, принятым там. В Египте старалась носить длинные платья, в Швеции не шуметь в вечерние часы (уж очень они остро этого не любят) и т.д. Любит пробовать национальные блюда, выбирать национальные сувениры, бродить по улицам незнакомых городов, проникаться их духом. Она очень удобный попутчик в поездках – ей все интересно. Скучает одинаково сильно и по Римини, и по Стокгольму, и по Сан-Марино, и по Москве, и по Сочи. Для нее мир не разделен границами, он целостный и интересный. И это не мешает любить свой город и гордиться своей страной. По-моему, очень здоровое восприятие. Быть частью своей страны и народа и в то же время уважать ценность других людей на Земле. Я помню, когда-то очень давно в детстве и у меня было такое же ощущение доброты и целостности мира, но с перекосом в сторону закрытости своей страны – всё-таки я ведь родилась и выросла в СССР. Россия же - страна на данный момент очень открытая, поэтому замкнутости наши дети, выросшие в больших городах, совсем не ощущают. Для них разные города в разных странах - просто интересные места, не хуже и не лучше родного города.

Девятое – возможность общения с предыдущими поколениями родных. Будем честны: продолжительность жизни в России и в мире в целом сильно возросла. Мои дедушки и бабушки ушли очень рано, я плохо их помню. С прадедушками и прабабушками я и вовсе не была знакома, они умерли задолго до моего рождения. Дочкин же прадед жив до сих пор, слава Богу. Полон энергии и с удовольствием общается с правнуками, хотя живут они в совершенно разных странах. У детей есть возможность прикоснуться к уникальному опыту, услышать рассказы о войне и о мире из уст очевидцев. Увидеть поколение Героев, не сломленных жизнью. Осознать, что дедушки и бабушки – тоже чьи-то дети. Узнать, откуда происходит их род, частью какой большой семьи они являются. Символически это как корни дерева, которые у наших детей крепче, чем были у нас. Это очень важно для их самосознания и для всей дальнейшей жизни – не только нынешнего поколения, но и будущих.

Десятое – да, они постоянно носят с собой телефон или планшет. Но ведь именно это позволяет нам, родителям, не терять с ними связь, когда нас нет рядом. Знать, где ребенок находится. Через соцсети мы порой узнаем о ребенке то, что не узнали бы просто из разговора. Общение в поле Интернета дает детям возможность быть на связи с родней, живущей далеко. С друзьями, с группами единомышленников. С друзьями из других стран, тем более, что иностраннце языки они изучают с пеленок. Контролировать всё это совершенно необходимо, но вот обесценивать – ни в коем случае нельзя. Интернет – часть современного мира, телефон – основной вид связи на сегодняшний день. И чем ругать всё это и сокрушенно вздыхать по этому поводу, нужно просто с ранних лет учить детей пользоваться всем этим, извлекать из разных возможностей хорошее и не потреблять гадости.

Давайте видеть в наших детях больше хорошего. Им приходится нелегко. Школьных заданий в два-три раза больше, чем во времена нашего детства. Кружков, секций, внеклассных занятий – больше на порядок. Требования зачастую выше. Вокруг – хаос и рост агрессии. Общество потребления наседает на них и пытается втюхать тысячи ненужных идей, товаров, связей. Среди всего этого наши дети должны не просто адаптироваться и выжить, а еще и стать хорошими людьми, способными противостоять любому давлению окружающей их среды, способных делать здоровый и умный выбор. Для этого им очень важна наша любовь и поддержка, наше принятие и участие. Давайте будем любить наших маленьких «Нео», «зомби» и «наглецов», пусть они растут добрыми и уверенными в себе, пусть учатся выбирать хорошее. Если мы будем развивать сильные и добрые их стороны, то пережить их увлечение телефонами и планшетами будет очень легко, и все эти устройства будут помогать развитию наших детей, а не мешать ему.

Анна М. Островская, поэт, арт-терапевт

  • Платнное SMS голосование
  • 4
  • Голос

Комментарии к статье

  • Статус пользователя: Внешкор
  • 7 октября 2017 11:19
Анна, вы написали просто замечательную статью. Я согласна с вами, что детей надо поддерживать, видеть их хорошие качества...

Но! Если зарывать голову в песок, проблема таковой и останется. Качества нынешнего поколения, что вы перечислили - всё так в общем, хотя в частностях не согласна с вами. Но к чему этот винегрет? В одной куче детская наглость и спорт, космополитичность и засилье гаджетов. Вы нашли в чём их оправдать. а может стоит помочь им?

Надев "розовые очки" негатив не искоренить. А вы делаете вид, что его нет. Да, мир сейчас другой, чем прежде. Поэтому и задачи сейчас другие перед каждым человеком стоят и нужно новые способы для их решения находить.

По сути вы оправдываете зависимость детей от гаджетов. Это то же самое как оправдывать наркомана или алкоголика - "зато он человек хороший". Как это его проблему решает? Никак.

В общем, статья замечательная, но - ни о чём. Печально.
Информация
Не зарегистрированные посетители не могут оставлять комментарии к данной публикации. Хотите зарегистрироваться?
Внешкоры

Наши друзья
Реклама

наверх